• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:26 

St. Peterburg

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Две недели назад я загрузила по полной новенький рюкзак с совами, сложила вещи в красный чемодан на колесиках, посидели с мамой на дорожку (—Ничего не забыла? —Да, вроде, нет.), и она проводила меня на репетицию длиной в неделю - самую длинную из всех моих репетиций.

Теперь уже трудно вспоминать, как всё начиналось.

Конкурс в Швеции проходил с 6 по 9 июня, но организаторы предложили нетривиальную дорогу: днем на автобусе из Санкт-Петербурга до Турку (Финляндия), ночью - на пароме до Стокгольма. Правда, эту информацию (трудно сказать к сожалению или к счастью) мы узнали только в пути, иначе полетели бы на обычном самолете.

Автобусы из Санкт-Петербурга отправлялись в 6:30 утра, и чтобы сесть в автобус свежими и красивыми, а не измученными и помятыми после ночного поезда, мы решили приехать в город на день раньше и выспаться в гостинице. К тому же девчонки неожиданно вспомнили о знакомых из Питера, с которыми здорово было бы встретиться вот прямо сразу же и надолго, так что я смирилась с тем, что буду осматривать новый для меня город одна-одинешенька, бедная сиротинушка, и накануне составила маршрут, куда бы мне хотелось сходить. По задумке это был, конечно, Невский-Невский и еще раз Невский, а в качестве эстетического десерта - Эрмитаж.

И вот, мы позанимались напоследок в Москве (поэтому я и говорю о "репетиции длиной в неделю", ведь формально я поехала на очередную репетицию), в нашем привычном и родном (тут я шучу, конечно) общежитии консерватории (мы только там в последнее время и занимаемся, потому что в самой консерватории вырвать свободный класс для занятий уже давно невозможно) и потопали на Московский вокзал.

Всё начиналось без приключений. Мы привыкали друг к другу, вели себя в поезде скованно, чувствовали себя несколько неуютно, непривычно. Ведь мы только репетировали часто, а об обычной, не музыкальной, стороне жизни друг друга знали очень мало.

На удивление я хорошо поспала в поезде и даже проснулась более менее отдохнувшей.

Мы приехали в Санкт-Петербург в пять утра и сразу же направились в отель. Мы уже оплатили номер, всё здорово, мы надеялись если не заселиться, то хотя бы оставить чемоданы и налегке пойти прогуляться или посидеть в круглосуточном кафе. Только когда мы мечтали об этом, то представляли себе настоящий такой отель, с автоматическими стеклянными дверями, носильщиками и длинной стойкой рецепшена, разрывающейся от телефонных звонков. Наш отель оказался не отелем, а скорее "хостелом" в жилом доме. Сначала мы долго искали его в питерских двориках (повстречались со многими "интересными" личностями), а потом долго пытались дозвониться туда, чтобы нам открыли.

Спустя полчаса мы уже сидели в "Кофе Хаузе" неподалеку от хостела со всеми своими чемоданами, неумытые, по большей части невыспавшиеся и голодные. Но счастливые почему-то. Это то самое вдохновение, каким наверное обладают все города и какое Питер первым показал мне. Мы с удовольствием проговорили часа три и в восемь, еще больше повеселевшие, пошли снова штурмовать хостел. На этот раз нам открыли и даже дали ключ от комнаты. Ох, сколько сразу благ цивилизации нам открылось: и душ, и зубы почистить, и умыться. Красота!

Лена сразу поехала в гости к сестре, а мы пошли втроем гулять, потому что оказалось, что встречаться со знакомыми девчонки будут когда-то потом, а пока что совершенно не знают, чем заняться. И я повела их по своему маршруту:

-в лофт-проект "Этажи", неподалеку от хостела, на крышу пятиэтажного здания (давно мечтала побывать на крыше, а тут еще ми на крыше в новом городе); фотографировали там всё и вся, а еще - отдельно - в специальной будке, которая сразу распечатывает фото
-в Эрмитаж!!!! Для начала порадовало то, что для студентов вход бесплатный. Не то, чтобы денег жалко, скорее просто статус такой прикольный - "студент". В Эрмитаже ооочень красиво. Я сразу решила, что нужно посмотреть что-то одно и не больше полутора часов (а то помню, на выставку прерафаэлитов ходила в Пушкинский - вытащить было невозможно, и только потом поняла, насколько устала, а ведь у нас после Питера еще намечалась сложная дорога!). Видела знаменитого золотого павлина - он же шедевр механики и символ телеканала культура. Походила среди скульптур итальянского возрождения. Красиво и изящно. Античные мифы.
-в Летний сад. Там лебеди, фонтаны, копии античных скульптур и много-много людей! Случайно попали на выставку фотографий от "Вокруг света" од открытым небом (люблю такое)
-к Чижику-Пыжику на Фонтанке. Это такой малюсенький памятник в виде птички.
-конечно же к храму Спас-на-крови. Оооочень красивый. Стоять рядом с ним, смотреть на него и не дышать. Разглядывать часами.
-а еще - быстро, вскользь, мимоходом: Казанский собор, памятник Остапу Бендеру, памятники Пушкину и Тургеневу, питерское метро (милые жетончики, один остался на память и жуткие выходы из вагонов, замурованные, как лифты;
-кушала наивкуснейший холодный борщ и мороженое в кокосе

Погода была солнечная, даже жаркая. Зелень, цветение, яркие краски - очень здорово!



+20

12:31 

О вдохновении

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.

Вдохновение приходит, когда ты готов к нему (с)


Путешествие в Стокгольм закончилось, завершилось, но я чувствую, что оно еще отразится на мне и приведет к новым изменениям.

В Санкт-Петербурге и в Стокгольме я поняла, что Бог дал мне очень много сил: гораздо больше, чем я привыкла думать. Эти силы скрыты во мне и появляются только когда я открываюсь миру.

Когда я ехала в двухэтажном автобусе через Финляндию, сидя наверху на первом ряду перед панорамным окном, мне очень хорошо представилась эта "открытость миру":
как будто "я" не существует и нет границ между мной и всем сущим,
как будто я прозрачная, нетелесная и пролетающие мимо пейзажи проходят сквозь меня.
Я думаю, что это называется вдохновением. Во всяком случае я это назвала так.

Санкт-Петербург и Стокгольм настолько чудесные, волшебные города, что мне не нужно было ничего специально делать, чтобы открыться им и погрузиться в их вдохновение.

А сегодня я поняла, что такое вдохновение можно черпать во всем! И особенно в музыке!
Я играла ре минорный концерт К.Ф.Э. Баха и вдруг почувствовала, что могу (могу!) быть открытой этой музыке и получать её вдохновение.

Таким образом, вдохновение - везде.
Вдохновение - жизнь.

И таким образом я нашла свои скрытые силы - нетерпеливо вырывающиеся наружу, бьющие фонтаном - силы вдохновения.

23:06 

Очень коротко

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Май - до невозможности прекрасный, но жутко сумасшедший месяц из-за предсессионной кутерьмы.

Сегодня сыграла экзамен по специальности на "отлично" (ух, а как волновалась-то).

Раньше я с большой самоотдачей посветила бы 13 дней до следующего экзамена ничего-не-деланию, лежанию на диване, обжорству, неограниченному просмотру любимых сериалов, беглому чтению книг и вялому листанию журналов.

Но сегодня я собираюсь в путь.

Я впервые еду куда-то одна, без родителей и без мужа.

Москва - Санкт-Петербург - Стокгольм - Санкт-Петербург - Москва

Я впервые увижу Петербург и уж тем более впервые - Стокгольм.

Я не знаю, что будет и с трудом представляю себе маршрут.

Единственное, что я знаю: 8 июня, в воскресенье я буду играть на конкурсе в составе квартета флейт (это наше фото наверху). Надеюсь, у нас всё получится (и дело даже не в том, что произойдет сейчас, на конкурсе, а вообще... что с нами будет через год? через два? интересно!)

P.S.
Если у вас есть предложения куда сходить, что посмотреть человеку, который первый раз в Санкт-Петербурге (буду там один день, 4 июня) и в Стокгольме (с 6 по 9 июня) - welcome!

23:16 

Одиннадцатое мая '14

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету.
И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь.
Харуки Мураками


Быть музыкантом это:

-когда строишь планы на день так, чтобы позаниматься на инструменте определенное количество часов
-когда семья сладко нежится в теплых постелях, а ты едешь на репетицию ранним утром в праздничный день
-когда тебе двадцать, тридцать, тридцать пять, а мама может вдруг строго спросить: "Ты сегодня уже занималась?", как будто ты еще школьник
-когда заниматься, работать над собой, пересиливая усталость и лень, нужно каждый день, всю жизнь

У меня сейчас трудный период: "Почему я это делаю? Зачем? И не было бы лучше делать что-нибудь другое?"

Может быть меня ждут:

-пустое полотно и кисточка с тюбиком краски
-кофейня у моря, когда варишь кофе и наслаждаешься шумом волн и ветра
-нерассказанные истории и ненаписанные книги
-неизведанные уголки мира: птичий гвалт в зеленой прохладе леса или снежные вершины под прекрасным синим небом или жажда в жаркой африканской пустыне
-тишина буддийского храма

Всё это зовет меня. И я знаю, что должна идти.

Жизнь невероятна.
Если плохо - обернись вокруг, вот она жизнь. И она важнее всего.

И вот в чем юмор: я вдруг понимаю, что все эти сокровища мира зовут меня для того, чтобы я передала их жизнь в звуке.
И от этого осознания почему-то наворачиваются слезы радости. Я одновременно в тюрьме и одновременно свободна.

Ведь в конце концов важно не быть музыкантом, а просто быть.

18:44 

Двадцать девятое марта '14

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Наслаждаюсь весенним ослепительным светом и голубым необъятным небом. Мир призывает вдохновенно творить, дышать полной грудью и жить!

Мне нравится вставать рано. Сейчас - в 06:30, каждый день.
Звонит будильник, я улыбаюсь, чувствую радость начала нового дня, делаю по памяти утреннюю йогу (все движения наипростейшие, но такие действенные!) и я проснулась, я готова действовать, готова жить. Здорово!

Радуюсь запаху продуктов, особенно в последние дни люблю аромат петрушки, вслушиваюсь в него. Теперь такая обычная, даже с какой-то точки зрения пресная пища вроде огурца, риса или вот петрушки воспринимается мной во всей ее неповторимой вкусовой палитре.

Работаю над тем, чтобы занятия музыкой всегда воспринимались как радость, а не как скучная раздражающая тягость. Из-за усталости и перегруженности я слишком часто стала забывать, что вообще-то люблю музыку всей душой.

С улыбкой вспоминаю себя в девять лет: как рвалась я домой после музыкальной школы, чтобы снова попробовать всё, что делала на уроке. Вместо того, чтобы резвиться на улице с другими детьми, я вставала перед зеркалом с флейтой наперевес и радостно отдавалась упражнениям и гаммам. В какой-то момент я решила, что музыкальный репертуар ограничивается только ими и спокойно приняла это. Каково же было мое ликование, когда мне дали ноты моего первого произведения: это же музыка, настоящая музыка! Не просто набор звуков, а музыка! Ох!
Перед сном я до полного изнеможения с упоением рассказывала маме про диезы и бемоли, про музыкальные ключи и тональности, про всё то, что сама только-только узнала, про всё то, от чего была в восторге.
Мой день наполняли песенки, которые мы пели на хоре: я пела по дороге в школу, качаясь на качелях, в ванной и просто так, когда придется.

Я испытываю невероятную нежность к тому ребенку, которым была: это надо же! так любить музыку!
А потом вспоминаю, что по сути ничего не изменилось. Всё осталось внутри меня. И именно это помогает мне справится с буднями, с мелкими проблемами, с усталостью.

09:33 

Забота о теле

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Я думаю о том, когда это началось. Когда тонус в теле, тренировка тела стали потребностью. И вспоминаю о Крите.

Это было наше с мамой путешествие в августе 2013.

Мы вставали тогда очень рано, в 5-5:30 утра, я писала утренние страницы прямо в постели, потому что, во-первых, их особо негде больше было писать, во-вторых, сил сидеть по-настоящему (а в кровати я сидела полулежа) не было: тело не слушалось, а глаза предательски закрывались. Когда я все-таки умудрялась написать свои три страницы, мы завтракали фруктами с кофе и чаем на балкончике около бассейна (мы жили на первом этаже и наш номер входил в число четырех номеров с персональным небольшим, узким и длинным бассейном). Солнце еще не взошло, цикады молчали, слышно было только тишину, какая бывает вблизи моря и журчание воды в нашем бассейнчике. И тут приходило оно – желание помочь своему телу, размять его, почувствовать его, чтобы проснуться окончательно и жить.


И я делала небольшой комплекс растягивающих и согревающих упражнений на мышцы всего тела, который мы с мамой делаем перед силовой тренировкой в спортзале, проще говоря разминку, а потом асаны из йоги, так называемое приветствие солнцу. Меня никто не заставлял. Я ни к чему не стремилась особенному, вроде сброса лишних килограммов или наоборот набора мышц. Я делала это потому, что у меня была потребность именно в этих упражнениях, потому что приятно было чувствовать как в процессе тело распрямляется, освобождается, прямо как после хорошего массажа.

Пару раз я пропустила такую утреннюю зарядку, потому что нужно было успетьт на экскурсионный автобус точно ко времени. И тогда я чувствовала себя НЕ свобожденной от неприятных обязанностей, как школьник, у которого в школе отменили урок, а чуть ли ни несчастной, как будто ребенку на день рождения подарили совсем не то, что он ожидал.

Вообще настоящая, истинная цель всех путешествий – учить и учиться. Об этом говорил однажды на лекции Медушевский.
Сначала я не поняла этого, потому что услышала в этих словах буквальный смысл. А потом мне внезапно открылась вся многогранность этих понятий – учить и учиться – она разложилась передо мной как карта мира.

Крит выполнил для нас с мамой свои священные цели – он научил нас. Научил любить тело, ценить себя как личность, любить других людей, принимать их такими,ькакие они есть. Крит научил нас терпению и спокойствию, показав как великое море неспешно сглаживает острые камни.
И мы были готовы учиться у Крита, поэтому-то все и вышло так замечательно!

С каким рвением я плавала там! Нет, движения мои были плавные и глубокие, но я в каком-то безумном оцепенении, будто медитируя в движении, не касалась дна полчаса, сорок минут, час... я плавала, плавала, плавала... Это было невероятно.

После Крита, придя снова в тренажерный зал, я больше не мучала себя, не делала через силу, не злилась на себя за слабость или нецклюжесть движений, не гналась за весом в обход техники упражнений, не занималась уставшая или простуженная. А все это было-было-было...

Но после Крита я шла в зал с улыбкой и занималась так же улыбаясь. Я стала слушать тело, говорить ему: «Эй, ну что, дружок? Приведем-ка тебя в тонус! Сделаем тебя чуточку сильнее, а?»

И я иду каждый раз на занятие, зная, что мне это нужно, моему телу это нужно. Я чувствую себя просто и спокойно. Так надо. Так есть.

Это потрясающе.

21:57 

В большей степени о музыке

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Весна. Постепенно уходит вечная ночь зимы, с каждым днем становится всё светлее и светлее, и с предвкушением ожидаешь опускающуюся на город ласковую красоту вечера, долгожданное успокоение и отдых.

Недавно вместо лекции мы с профессором разговаривали-разговаривали-разговаривали. Три часа напролет.
Это фантастика.
Я впервые говорила с кем-то о музыке так открыто, свободно, не стесняясь. Я вообще впервые разговаривала о музыке по-настоящему, а не так, как это бывает в рабочие моменты в оркестре, в ансамбле, с пианистом - ноты-ноты-ноты, строит-не строит, "здесь я беру дыхание, подождите меня!", "вы уверены, что здесь до бекар, а не до диез?" и прочая, прочая, прочая - приземленная сторона музыки, быт музыки.
А с М. мы говорили о дыхании, о звуке, о страхе сцены, об искренности в музыке, о дисциплине и о самом главном - о любви, о том, что только через любовь можно исполнять музыку.
Мы говорили о том, что каждому из нас понятно и близко, о том, что волнует.
Мы так схоже видим мир и музыку, что могли бы заканчивать друг за друга предложения.
Я не только рассказывала о том, что уже внутри меня, но и открывала в себе новые идеи, которые тут же озвучивала.
Я была переполнена этим трехчасовым разговором, он даже вымотал меня. Но я счастлива.

А после следующей лекции М. подошел ко мне с пожилой певицей. Он рассказал ей о моих поисках! Подумать только! Такое внимание, такая забота обо мне! Они с М. окружили меня и много говорили, на перебой советовали почитать Михаила Чехова, слушать итальянских оперных певиц и Кэтлин Фэрриер, говорили о любви к звуку, к фразе... говорили о многом.
Я не была готова к такому вниманию и была полной дурочкой: опешила, застеснялась, закрылась, онемела... но я слушала их напряженно, жадно, ничто не прошло мимо меня.
Я так благодарна Богу за то, что Он послал мне М. и вместе с ним всех людей из его круга... что Он действительно помог мне понять, что я не одна, что я любима и достойна любви (это строки из моей творческой молитвы).

Я зачитываюсь Михаилом Чеховым. "Путь актера". Спасибо.
Я просто проглатываю книгу! Пью залпом! И не могу остановиться! Я как будто читаю свои мысли, свои идеи, свои слова. Вся книга - невероятная синхронность!
Конечно, позже я буду читать ее снова: медленнее, вдумчивее, спокойнее, без излишней восторженности.

В какой-то момент, около двух недель назад, занятия на флейте стали приводить меня в отчаяние. Всё не так. Я играла и плакала, играла, а потом рыдала до изнеможения от пронзающей боли: всё не так.
Где звук, который должен уносить слушателя в невиданные дали, заставляя улыбаться, смеяться, радоваться и плакать, страдать за других, забывать о собственном эгоизме? Где звук, который изменит слушателя? Как у Генделя: "Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше."
А потом так же внезапно я успокоилась после того как Леша невероятно встряхнул меня своими словами: "Если получается - что ж, хорошо, но если нет - работай, работай, работай, пока не получится". Банально? Но я проснулась.
Нет смысла расстраиваться из-за неудачи. Неудача означает только, что ты еще не достаточно поработал и нужно поработать еще: вдумчиво, не спеша, спокойно, осознанно делать каждый день маленькие шажки в нужную сторону.

18:09 

Двадцать пятое февраля

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Мне нравится:

1. Бегать по лестницам и эскалаторам вниз не потому, что опаздываю, а просто чтобы почувствовать себя живой, ощутить свое тело, его тонус, ощутить как мир проносится мимо и как ветер летит мне навстречу.

2. Глубоко дышать. Перестать злиться на дыхание, когда играю на флейте и понять наконец, что в дыхании - жизнь.

3. Верить в радость жизни. Это когда просыпаешься утром с улыбкой, это когда любишь мир и свое место в нем, это когда просишь у Вселенной (как в "Молитве" Сент-Экзюпери) не того, чего ты сам себе желаешь, а то, что тебе действительно необходимо, это когда осознаешь, что жить полной жизнью значит не "брать от жизни всё", а принимать то, что тебе дарует мир. Это "чувство какого-то иного порядка, которое поднимает нас каждое утро - действуй, действуй, действуй, не останавливайся, решайся и всё изменится. всё можно изменить." (с)
"Мы получаем от мира то, что отдаем сами".

4. Убеждаться на опыте, что из разрушенного здания построится со временем нечто еще более прекрасное.
Очень тяжело помнить об этом, когда гармония уже была разрушена. Но это действительно так.
Статья "Другая сторона провала" (National Geographic, январь 2014) вдохновляет: "Само английское слово succes (успех) происходит от латинского succedere - "идти после". После неудачи."

5. Как Туве Янссон описывает природу, состояния и вообще всё. Например, это так просто, но так близко:
"Вечером ему не спалось. Он лежал и смотрел в светлую июньскую ночь, полную одиноких криков, плясок и шороха крадущихся шагов. Благоухали цветы."
Вообще читать Туве Янссон нужно очень вдумчиво, четко представляя себе нарисованные ею образы. Это обязательно для получения полного удовольствия.
Я задумываюсь о том, что каждую книгу и каждое написанное слово (например, в избранном в diary.ru) нужно читать сосредоточенно, медленно и хорошо осознавая то, что написано. Именно этого ждет автор от читателей. Именно этого заслуживают истории, рожденные в любви и труде. Да, именно этого.

20:24 

Пятнадцатое февраля.

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Мне нравится просыпаться рано.

Сегодня на часах было только 10 утра, а я уже
-неспешно, беседуя, позавтракала с мамой
-занималась basic breathing йогой
-по дороге к метро бесконечно рассказывала вслух "Февраль. Достать чернил и плакать...", наслаждаясь звучанием слов
-прочитала последнюю главу "Шляпы волшебника" (здорово-здорово-здорово!)
-насладилась первой балладой Шопена в исполнении Горовца
-до консерватории пружинисто прошлась под первую часть симфонии №7 Бетховена
-скушала первый, утренний перекус из сухофруктов
-и в аудитории, в ожидании опаздывающего профессора смотрела рубрику фотографий в "National Geographic", думая о том, что скоро-скоро я вернусь домой и сколько же еще интересного меня ждет!

Сейчас, когда от всего происходящего я испытываю такую великую радость, что сквозь ее призму не замечаю усталости, сонливости и синяков под глазами, очень важно помнить о том, что "я становлюсь сильнее, когда дорожу собой", усилием воли остановиться, сказать: "стоп. пора отдохнуть" и дать себе короткую передышку.

15:21 

Первый день

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Сегодня: 12 февраля

Утром хочется свежего воздуха, и я высовываю голову в окно. После йодового запаха моря, после аллеи мяты, по которой мы ходили, после свежести лета грязь городского воздуха чувствуется сильнее. Запах бензина и машин - вот оказывается чем мы дышим тут и не замечаем!

Но я рада-рада-рада! Я полна сил! И я могу контролировать их, направлять и управлять ими, а не растрачивать их бездумно, как неуправляемый вулкан.

На занятии слушаем "La Mer" Дебюсси. Эй, это море передает мне привет!

А потом - еще лучше! Соль мажорный концерт Равеля для фортепиано с оркестром. Я хотела послушать его еще прошлой весной, но всё никак. И вот, он настиг безолаберную меня сам, да еще именно в том исполнении, в котором я и хотела его слушать.



Вторая часть (я не слушала раньше концерт целиком, только первую часть слышала мельком) оказалась красотой несусветной.
Слушать-слушать-слушать!
И я слушаю.
А во время финала как будто просыпаюсь - чувства обостряются - я понимаю: вот она я, я живу!

И наконец-то на лекцию к Медушевскому! (что за чудесная медовая фамилия! подумать только: именно из-за нее я не стала переводиться в начале года к другому профессору и решила сходить сначала к "этому ме-ду-шевскому". и это оказалось самым лучшим решением, которое я только могла принять)
По печальной (для профессора) традиции мы с ним наедине, никто из студентов больше не пришел. С одной стороны я думаю о том, как можно такое пропускать?! С другой: я рада, что всё так, и я могу впитывать то, что говорит В.В., а он не отвлекается на ненужное...
В конце мы разговариваем на отдаленные темы. На удивление, такое впервые.
Наши чувства сходятся в нежной любви к острову Крит (говорим о путешествиях). Он замечает, что я выгляжу отдохнувшей и что мои глаза светятся изнутри.
О! Это так! Это всегда так, когда осознаешь, что живешь!

18:47 

О доме. О боли. О море.

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Сегодня: 11 февраля
Место: Москва

Мы с мамой прилетаем в Москву в ночь с десятого на одиннадцатое. Десять дней моря позади, а ощущение такое, как будто их и не было: дом и всё в нем такое знакомое, родное и только первые пять минут непривычно, а потом я начинаю осознавать: куда делись десять дней? Вот вроде бы был январь, привычное расписание дня, комфорт и уют, а вот вдруг уже одиннадцатое февраля.

Утром еще хуже:
одновременно хочется быстрее-быстрее совершить все свои маленькие нежно любимые ритуалы, по которым жуть как соскучилась,
но так же до слез больно, что вот сейчас я их сделаю и они закончатся, а не хочется, чтобы хоть что-нибудь заканчивалось, потому что ах как хорошо!

Мне больно от того, что всё неминуемо заканчивается, что всё всегда (так уж устроено) остается позади. Время стремительно несется вперед и замечательно построенные насыщенные дни летят-летят: январь уже весь улетел и вот февраль на подходе. А жизнь - не книга, нельзя перечитать любимые моменты. Только вспоминать-вспоминать. И вот иногда, как сейчас, мне становится от этих воспоминаний больно до слез.

Я ставлю "Гарри Поттера и тайную комнату" (любимые моменты в самом начале: "Нора", Косая аллея и путешествие на Фордике в Хогвартс) и убираю свой стол. Уборка - это лучшее, что можно придумать, потому что разбирая полки и вытирая пыль всегда невольно получается очистить и проветрить голову и душу. Поэтому после уборки мои мысли входят в нужное спокойное русло, и я принимаю то, что время идет, как идет. Я даже рада, что мне нужно только подставлять веснушчатые щеки под его свежий ветер: жить, осознавать жизнь и не боясь шагать вперед, навстречу приключениям!

"Вот он я, живу в этом невообразимом мире. Это просто уму непостижимо. Я даже не могу сказать, повезло мне или нет. Наверное это неважно. Для меня, как, в общем-то, и для всех остальных, жизнь - это первый и единственный опыт старения, и, следовательно, всё, что я чувствую в связи с этим, я чувствую впервые. Если бы нечто подобное со мной уже было, я бы мог лучше и правильнее понять, что, собственно, происходит. Но, повторюсь, и я сам, и этот мир - для меня впервые. Так что понять всё это совсем непросто. На данном этапе правильнее всего воздержаться от однозначных суждений о той или иной стороне этого процесса, отложить их на потом и просто жить, принимая всё таким, какое оно есть, не раскладывая на составляющие. Точно так же, как мы безоговорочно принимаем небо, облака и реку."
Х. Мураками


Из Египта я привезла с собой воспоминания о тонкой колыбели луны (никогда не видела такую форму раньше),
о спокойном прозрачном лазоревом море,
и о береге, усыпанном разноцветными ракушками, камушками и кораллами, до невозможности красивыми и недосягаемыми - вывозить ничего этого из Египта нельзя.

Я привезла с собой понимание режима и того, что теперь это моя потребность, это то, к чему я стремлюсь, то, что мне комфортно. Раньше я воспринимала режим как ограничение. Теперь я поняла: режим - это ритм жизни. Каждый может почувствовать его. Режим - это чистота времени, осознанное его наполнение и использование.

Конечно, это могло произойти где угодно, но все же именно в Египте я пустилась в путешествие с мумми-троллями. Как-то так получилось, что я не читала про них в детстве. И как же я рада, что могу сейчас позволить себе читать детские книги!
В самолете я заканчиваю читать "Мумми-тролль и комета" и знаю, что меня ждет еще много чудесных и добрых приключений. И от этого очень хорошо.

20:56 

Качество процесса

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Качество процесса.
Это самое интересное, и содержится оно в простой формуле:

"Моете ли вы посуду, убираете постель, косите траву на газоне, - в любом случае не позволяйте вашему уму лениться или бродить, где попало. Направляйте внимание на то дело, которым вы заняты, и эта привычка перейдет на всё, что бы вы ни делали." (с) книга "Дзэн-гитара"

Осознание - в этом заключается качество процесса.

DaraMuscat в невероятно вдохновляющей записи "25 идей, чтобы быть в гармонии с собой и миром вокруг" пишет о важности осознания "того кто вы, где вы и чем занимаетесь; своего времени здесь и сейчас, вкусов, звуков".
Джулия Кэмерон в "Пути художника" пишет о внимании, о важности "замечать красоту каждого мига".
И я уже писала про жизнь с открытыми глазами, про осознанную жизнь.

А еще есть потрясающее правило - делай, что следует, когда следует, как следует и так каждый раз.
Что следует. Когда следует. Как следует. И так каждый раз.

При этом невероятно важно всё делать в меру.
Пару месяцев назад я определила свою меру: пока ты всё четко воспринимаешь и можешь по памяти воспроизвести - занятие идет на пользу. Когда начинаешь забывать, не можешь надолго сосредоточиться, не можешь удержать информацию - чаша переполнена.

В связи с этим расскажу о том, что поняла совсем недавно и что помогает мне постоянно соблюдать меру: это принцип "наполнение - освобождение - сохранение", отдаленно напоминающий мне законы физики.

Наполнение - это наполнение себя информацией извне. Это чтение, созерцание картин и природы, слушание музыки, просмотр кино и так далее.
Освобождение - это то, что исходит из тебя. Записи собственных мыслей, сочинение музыки и историй, делиться информацией с кем-то в беседе, музицировать и так далее.
"Наполнение" и "освобождение" очень похожи на дыхание - вдох и выдох - их нужно чередовать. Ведь не может же человек только вдыхать или только выдыхать!

Сначала я следовала только этим двум принципам, но вскоре поняла, что их следует дополнить "сохранением".
Сохранение - это время наедине с собой, время прислушаться к собственному телу, медитация, тишина, покой.
Это очень важно. И это очень просто. Я следую советам Tara Stiles: сесть в удобную позу с прямым позвоночником, закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании, на вдохах и выдохах.
На мой взгляд всё, что мы делаем вдумчиво, концентрируя внимание на том, чем заняты - медитация. Но очень важно направить внимание именно на себя, на свое тело. После медитации ты открываешь глаза, улыбаешься и живешь.

И еще: важно делать не только то, что нравится... нужно искать удовлетворение в нелюбимых делах! Когда во время самого ненавистного и скучного дела научишься быть спокойным, умиротворенным и радостным - значит, ты на верном пути.

При этом нельзя забывать про разграничение обязанностей. Если есть возможность, то почему бы не передать дело другому, а самому делать то, что больше тебе подходит? Как в "Вине из одуванчиков":

"—Дуглас, - прошептала она. - Никогда не позволяй никому крыть крышу, если это не доставляет ему удовольствия. Как придет апрель, оглянись вокруг и спроси: "Кто хочет чинить крышу?" И если кто-нибудь обрадуется, заулыбается, он-то тебе и нужен. Потому что с этой крыши виден весь город, и он тянется к полям, а поля тянутся за край земли, и река блестит, и утреннее озеро, и птицы поют на деревьях под тобой, и тебя овевает самый лучший весенний ветер. Даже чего-нибудь одного довольно, чтобы весной на заре человек с радостью забрался хоть на флюгер. Это - час великих свершений, дай только случай..."

12:36 

Двадцать седьмое января '14

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
—Зима здесь прекрасна, не находишь?
Я вижу только черное и белое. Ничего лишнего.
И мне это нравится.

—Вы так считаете?
Но если поднять взор, увидите еще и синий цвет.
Прямо как у людей в сердцах.


Мне нравится гулять зимой в лесу.

Вчера: -10 °C, морозно и безветрено, снег искрится от солнца и небо голубое.
В начале прогулки солнышко еще только вставало, потягиваясь и зевая, и свет был нежным и мягким.

Иногда, если повезет и будет безлюдно, можно остановиться посреди леса и слушать его тишину. Зимой это легкий щебет птичек и трудно описываемый мягкий гул в ушах, как будто слышишь воздух.

Мы гуляем с мамой. Встаем пораньше и сначала устраиваем воскресный завтрак на двоих, когда главное - не еда и спешка (быстрее, быстрее, а то опоздаем!). Нет. Это особенное время, когда можно спокойно насладиться приятным разговором за столом, сервированным с любовью и не спеша выпить чашечку зеленого чая или терпкого кофе из красивого сервиза. А потом мы собираемся (зимой это самое сложное, потому что приходится утепляться втройне, но в следующем году мы решим эту проблему покупкой термобелья и теплых зимних костюмов) и направляемся в лес.

Говорим о разном. Вчера:
-об изменении сознания, когда питаешься осознанно, скромно, в меру, и это становится внутренней потребностью
-о том, что, хотя мы давно не ходим в церковь, но в душе стали ближе к Богу (и это точно, ведь важны не формальности, а то, что происходит внутри)
-о том, что, чем больше читаешь книгу (1, 2, 3, 10 раз), тем с удивлением больше находишь в ней то скрытое, которое не заметил в прошлый раз
-о книге "Неуловимый Хабба Хэн" и о границе "не там и не здесь", "не спишь и не бодрствуешь", схожей с ощущением во время шавасаны
-о том, что человек многогранен (тоже в контексте Макса Фрая), ведь Макс не стал Лонли-Локли, он только открыли в себе новую сторону
-о "Мастере и Маргарите" и о том, насколько жуткий это роман, если вчитываться в него, вдумываться... как будто сморишь в бездну. и ни просвета, Булгаков не добавил даже маленького лучика света... когда говорили об этом, в лесной тишине, мимо внезапно пронесся лыжник, и мы, погруженные в бездну Булгакова, дернулись от испуга

В прошлые прогулки мы встречали несколько белок, предающихся трапезе в кормушке для птиц и на этот раз решили принести им на обед немного фундука. Я захватила с собой фотоаппарат. И вот что вышло.


12:49 

Качество вещей

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Вчера я внезапно осознала, насколько для меня важно качество и насколько это многогранное понятие. На данный момент я четко разделяю три его вида - качество вещей, качество процесса и качество отношений - которые, кроме того, тоже содержат внутри себя разные грани.

О качестве вещей очень хорошо сказано в "Дзэн-гитаре" Филипа Судо:

"Научитесь определять качество и ценить всё, что хорошо сделано, где бы вам это ни встретилось. Загляните глубоко в дух, который живет в качественно сделанной вещи: тщательность, точность, внимание к деталям. Внесите этот дух и в свою работу. Всё, за что бы вы ни взялись, - музыку, любовь, книжную полку, пищу - делайте так хорошо, как только можете. Действовать иначе - значит действовать бездушно."

Нужно окружать себя качественными вещами, будь то рабочий материал, столовые приборы, одежда или даже еда. При этом качество не означает дороговизну, деньги тут вообще ни при чем! Главное, чтобы вещь была подходящей и соответствовала замыслам.
Например, я очень люблю писать от руки: конспектировать лекции, записывать идеи, мысли и истории, переписывать любимые цитаты из книг, писать ежедневные утренние страницы. Поэтому для меня важна ручка, которой я пишу. Я перепробовала их великое множество, но ни одна не задерживалась у меня надолго до тех пор, пока папа однажды не принес мне с работы ручку, которая и оказалась той единственной, подходящей мне.

Очень важно бережно относиться к вещам, в этом проявляется некая культура качества. Ведь, скажем, человек в рубашке даже от именитого модельера, но испачканной соусом или с грязным воротничком смотрится гораздо хуже, чем человек в скромной старенькой рубашке, но отглаженной и чистой.

Огромную роль играет то, как человек использует вещи, ведь набор качественных изделий сам по себе ничего не значит. Нужно понять значение качества лично для себя: зачем? зачем мне это нужно? Тогда исчезает опасность бессмысленной траты денег и захламления пространства, и появляется внутренняя потребность в приобретении качественно сделанного изделия. Ты уже знаешь, что ты будешь делать с этой вещью.


INSPIRATION:
Двадцатое декабря - "Делай маленькие вещи с большой любовью", Голландская рулетка.
"Пуаро Агаты Кристи". Стиль в деталях - la_gatta_ciara рассказывает о том, насколько тщательно актер продумал стиль своего героя.
The Photos That Inspired Norman Rockwell’s Paintings - The Forgotten Garden.
15 идей как обновить комнату и вернуть ей творческий настрой - DaraMuscat.
Тетрадочки ^____~ - Kasumi_Namiko делится фотографиями красиво оформленных тетрадей.
Красивые и легкие прически, которые можно сделать за 5 минут - Будьте в тренде!

00:17 

Тринадцатое января '14

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Я был слеп, а теперь вижу


alexstrohl

В моей жизни стало куда меньше виртуального.
Бывает, я несколько дней не захожу в интернет.
Настоящая реальная жизнь заключила меня в свои объятия.

Это началось в апреле. "Путь художника".

Я невероятно рада, что где-то встретила упоминание об этой книге,
заинтересовалась,
долго собиралась с духом,
но все же купила ее и, не откладывая, приступила к 12-ти недельному курсу.

И с тех пор я меняюсь, меняюсь, меняюсь... неспешно, но неотвратимо, как громоздкий и неповоротливый механизм городских башенных часов.

Раньше я видела мир, словно через расфокусированную камеру: размытым, расплывчатым, с неясными очертаниями. И не могла понять в этом тумане: куда мне ступить дальше, чтобы не погрязть в трясине?

Нелегко было выйти из этого состояния, и я постоянно испытывала взлеты и падения: от резкого восприятия мира до полной апатии, безразличия ко всему окружающему и ненависти к себе.

Но:
"Начни оттуда, где находишься. Используй всё, что у тебя есть. Делай всё, что можешь".
When there's a will - there's always a way.

Самое главное то, что теперь мне очень важно настоящее.
Я часто, очень часто, офигеваю от того, ЧТО со мной происходит, от того, что это происходит СО МНОЙ, от того, что это происходит со мной прямо СЕЙЧАС.
Я стремлюсь к этому ощущению, и иногда мне приходится давать себе легкий подзатыльник, направляя энергию в нужное русло: "Эй! Что ты делаешь?! То, что происходит сейчас - прекрасно! Оглянись!".

Утро уже не утро без утренних страниц.
Я встаю с постели на полчаса раньше положенного времени, умываюсь, берусь за перо и бережно записываю на трех листах свои полусонные размышления (которые собрались у меня уже в собрание сочинений - на подходе седьмая (!) толстая тетрадь формата А5).
Я люблю писать утренние страницы. Это занятие успокаивает, у м и р о т в о р я е т, и одновременно помогает четче видеть мир и себя.

Я вообще испытываю непреодолимое желание записывать мысли, истории, случаи, идеи. И поэтому я еще пишу в отдельную тетрадь, которую называю творческой.

У меня есть стойкая уверенность в том, что чем больше я отдаю, тем больше получаю от Вселенной в ответ.

Поэтому всё это время я не просто молчала...
Я жила.

А теперь я вдруг готова перенестись со страниц тетрадей сюда. И я очень этому рада.

00:15 

Жизнь с открытыми глазами

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Теперь я знаю одну страшную вещь. Она заключается в том, что раньше, все прошлые года своей жизни, - я спала. А сейчас только начинаю просыпаться.

Долгое время я жила в очень ограниченном мире, словно птенчик в скорлупе. Я не видела ничего вокруг себя. Но иногда, когда мне на минутку приходилось выползти из своего любимого кокона, я встречала на своем пути чудесные вещи. Эти встречи были редки (ведь я стремилась поскорее вернуться в безопасную оболочку). Но регулярны.

Прежде всего меня очаровывали визуальные образы: ощущения от их восприятия в чем-то схожи с гастрономическими. В "Рататуе" есть эпизод, где главный герой, крысенок по имени Реми, учит своего брата чувствовать вкус еды во всех ее красках, и для этого предлагает соединить вкусы клубники и сыра. Нечто похожее чувствуешь, когда видишь хитросплетение тканей и цветов или, лучше, - хитросплетение черт лица, образующие гармонию между собой.

Нужно быть внимательней к мелочам. И тогда, вроде бы из ниоткуда, вокруг появляются прекрасные нимфы с летящей походкой и женственные Афродиты с чистым взглядом.

Я начала жить с открытыми глазами, и мой мир расширился: я как будто проживаю несколько жизней, вместо скромной одной.

Меня интересует теперь не только то, что можно без труда увидеть глазами, но и запахи, прикосновения, звуки (тут, как музыканту, мне есть где порезвиться: я уже даже пела интервалы от гудков машин).

Я радуюсь:
дождю и подставляю под него ладошки;
сырному куску, подвешенному в небе среди облаков (Небо сметаной обмазано, Месяц как сырный кусок);
лучам солнца, пробирающимся сквозь ветви деревьев к земле.

Мои чувства от увиденного за день настолько зашкаливают, что я не могу не выплеснуть их на бумагу. Я даже придумала игру "мне нравится". Ее смысл прост: нужно каждый вечер записывать все те вещи, которые обрадовали за день. Сначала идея показалась глупой и бессмысленной, но потом я случайно увидела у whale rider ее воплощение и подумала, что если уж другой человек тоже дошел до такого, значит всё не просто так.

За последнюю неделю мне нравится:
- слышать сквозь сон пение птиц
- когда Веник хватает мою руку и крепко-крепко прижимает ее к себе
- просто включить вторую часть концерта Ибера в исполнении Бурякова, лежать и наслаждаться
- гроза за окном
- надевать любимое платье
- ландышевое мыло в консерватории
- кататься на роликах по вечерней прохладе
- читать стихотворения Есенина
- валяться вместе с Лешей
- дедушкины фотографии
и еще много-много-много

А еще я делаю робкие попытки запечатлеть красоту вокруг себя с помощью фотографий в Instagram'е.
И пусть пока выходит нескладно, но я твердо уверена в том, что если что-то любишь, то всё, что с этим связано обязательно получится.

17:32 

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни (c) "Война и мир"

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Самое точное описание того, что я чувствую, когда думаю о войне, сделал А. Твардовский:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Война в фотографиях



Фотографии и текст взяты у Taho

19:52 

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Время бездействия. Всё опять происходит у меня внутри. Поглощаю цвета, запахи, информацию. Собираю всё внутрь себя. Но сама почти ничего не делаю. Славненько получается играть на флейте, но совершенно не хочется. А хочется совершенно другого: прыгать на батуте, рисовать, дурачиться, пускать мыльные пузыри, смеяться, бегать, подставлять ладошки под дождь, слушать грозу, танцевать и так далее, и так далее. Теряю любовь к музыке - приобретаю любовь к жизни. Я думаю, всё обойдется, и рвение к музыке вернется, но я согласна на это только, если оно вернется вместе с этим незабываемым ощущением всеобъемлющей жизни вокруг меня. Я так многого хочу, что разрываюсь внутри. Бывает, мне одновременно хочется смеяться и реветь в голос. Бывает, веселье сменяет угнетающая тоска и уныние. Но всё проходит. И всё пройдет.



+4

23:48 

С днем рождения, Тишун!

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Мы точно не знаем, когда Тишка родился, но ровно два года назад мы встретились у капота машины и с тех пор не расставались. И для нас день нахождения и есть его настоящий день рождения!



Тишкина хроника, 10 фотографий

23:39 

КомКон 2013

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.

ОТКРЫТИЯ И ОТКРОВЕНИЯ

главная