18:52 

Крит

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


В прошлом году мы с мамой впервые в жизни разрешили себе отдохнуть так, как мечтали: полное расслабление, никакой суеты, побег от всего и ото всех. И мы полетели в Грецию, на Крит. Для нас это место стало особенным и нежно любимым. Десять дней, проведенные на Крите, привели к совершенно невероятным изменениям в нашей жизни. В одном из моих любимейших мультфильмов есть описание вымышленного острова, которое очень точно совпадает с моими ощущениями от Крита:
"Угольный остров - это волшебное место. Расслабьте свой разум, отдохните - и это поможет вам понять друг друга и самих себя. Этот пляж особенный: он может стачивать даже самые острые углы."

Мы вставали в 5:30, затемно, чтобы прийти в тихую бухточку (примерно километр от отеля) еще до того как поднимется солнце. Теперь я всегда встаю так рано, но до Крита я считала себя "совой" и оправдывала этим то, что мне тяжко подниматься по утрам.
Рядом с нашей любимой бухточкой было кафе "Saradari": в первый день мама смешно вспоминала это название: "Ксюша, ну как же он, а? Какое-то еврейское имя... А! Сара!". Мы не бывали в кафе, но приходя на пляж часто видели хозяина за работой и чем дальше шли дни, тем мы больше становились "своими" друг с другом. Другие люди, бывало, воодушевленные первым днем отдыха, приходили на пляж искупаться, но после одного раза их страсть к утренним купаниям куда-то исчезала. А мы преданно приходили каждое утро и в конце концов начали здороваться с хозяином и даже чуть-чуть разговаривать на ломаном английском. Он чистит зонты и ставит лежаки, а мы купаемся-купаемся-купаемся.

Потом мы плотно завтракали в отеле. В один из таких чудесных завтраков мы решили, что и в Москве можем позволить себе эту роскошь: скатерть, сервиз, цветы, умиротворенность, разговоры и никакой спешки. Скоро будет год, как мы преданно следуем этой традиции и называем это "воскресными завтраками".

Потом я плавала-плавала и плавала, наматывала круги по бассейну рядом с нашим номером. Я как-то писала об этом. Потом шавасана, вдохновляющие фильмы, обед в номер. Мама тогда выдала: "Знаешь, - говорит, - официанты, которые приносят нам обед наверное думают, что мы ужасные скряги: берем одну порцию на двоих. Но они даже не догадываются, что это нам не только на двоих, но и на ДВА дня!" Но мы не голодали, никак нет, наоборот кушали от пуза. Просто на Крите великанские порции, а мы с мамой тогда уже начали задумываться о правильном, здоровом питании. Подумать только, как всё изменилось за год!

А вечером мы шли на наш пляж у отеля. Мы полу-лежали на лежаках и смотрели на море, как накатывают волны на берег, на красный заход солнца, на небо. Мы дышали этим йодированным воздухом, какой бывает только на море и разговаривали до самой темноты. Мне начали вспоминаться стихи, я медленно, с наслаждением читала пушкинские строки:
"Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря."
и "Лиличку" Маяковского (просто потому что знаю наизусть)

Меня тянуло к музыке. Перед сном я слушала первую Балладу Шопена в исполнении Горовца. Запись с апплодисментами в начале. Моя самая-самая любимая.
Подумать только! Человек написал божественную музыку, а другой человек сыграл ее так, что сердце щемит от сладостной боли. В "Голландской рулетке" Flash очень точно описала это: "Чувство, когда в треугольное сердце нужно вместить квадрат. И хочется либо плакать от боли, либо писать стихи"! (цитата не дословная)

Мы вспоминали о Крите весь год и мечтали снова побывать там. И это наше желание скоро сбудется!


17:33 

О Sale Marasino с любовью

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
В дождливую пасмурную погоду облака белыми кольцами укутывают верхушку гор, которые называют в простонародье "Пред-Альпами": где-то там за ними зеленые луга Швейцарии и настоящие Альпы.

Занятия во флейтовой школе: с 9 утра до 7 вечера с одним полуторачасовым перерывом на ланч: добежать до отеля, перекусить (кус-кус из Москвы, тунец из банки и овощи), успеть позаниматься на инструменте и снова бежать, слушать мастер-классы. Мы живем с мамой отдельно от других участников школы, в отеле высоко в горах. Несколько раз в день мы спускаемся на побережье в церквушку, где проходят мастер-классы и снова поднимаемся к себе. Приветливые итальянские старики, семьи, дети, собаки и коты смотрят на нас с интересом: "Кто такие? Откуда?" К ним в горы нечасто приезжают гости, туристы обычно селятся на побережье, поближе к прохладе лазурного озера и к пляжам.

Одна старушка приняла нас за знакомых, когда мы шли по узкой улочке с названием Via Martiri Liberta, и стала рассказывать нам что-то на своем языке, делиться новостями. Её взрослая дочь с вереницей малышей разных возрастов поспешила к нам, чтобы сказать на ломаном английском "Извините, это она обозналась". Сплошные улыбки.

Всё очень по-домашнему. Наш отель совсем небольшой - маленькое семейное предприятие из трех человек. Папа, мама и дочь. Очень приятные люди.
В 8 утра в номере слышно колокольный звон из большой церкви неподалеку. Звучит "Девятая" Бетховена, ода к радости.
Все домики в Sale Marasino украшены так по-творчески! Увиты зеленью и цветами.

Дважды мы вставали в 4:45 утра, пробирались через маленькую уютную гостиную нашего отеля, освещая фонариком путь, на улицу и в утренней мгле спускались до набережной. На пробежку! Аж дух захватывает! (и всё это, чтобы успеть к началу занятий) Нас встречали чайки, белые лебеди, утки с пушистыми желтыми утятами, озеро, сводящие с ума горы и небо. Я боялась, что такая ранняя пробежка истощит мою энергию, но как удивительна жизнь! Я наоборот набиралась сил, заряжалась вдохновением и идеями.

А один раз мы встали в 4:45, чтобы в 5:30 сесть вместе с другими такими же флейтистами-энтузиастами на паром и играюче забраться на вершину острова Monte Isola. Полтора часа подъема. Виды-виды-виды! Горы! Утренний ласковый свет. Пересохло во рту. Чуть-чуть опоздали, чтобы посмотреть рассвет с самой вершины. Но это незабываемо. Вниз решили спуститься на автобусе, чтобы успеть к завтраку в восемь. На остановке беседуют старушки-итальянки, оказалось, что они собрались на воскресную службу к восьми часам в церковь на побережье.

Каждый день в 20:30 в летней школе флейтовые концерты, затягивающиеся со всеми овациями, "браво", "бисами" и разговорами до полуночи.

Мы ужинаем на открытой веранде в отеле (горячая рыба на гриле и свежие овощи) и скорее бежим на концерт. В нашем отеле около десяти постояльцев, в основном итальянцы и швейцарцы (говорят, из Швейцарии легко добраться сюда на машине). Повсюду развешаны синие рекламные листки о предстоящих концертах флейтовой школы. Отдыхающие в нашем отеле заинтересованно спрашивают у хозяина как добраться до этой церквушки, где проходит концерт и садятся в машину. Несмотря на чрезвычайно тесные и извилистые горные улочки только машины здесь и предпочитают!

На концертах всегда полный зал. А когда концерт Дениса Бурякова - зал еще и взрывается от криков, визга, "браво", апплодисментов. Абсолютное счастье среди публики.

А Денис скромный до невозможности. Общается со всеми на равных. Живет, спит, ест как все. После своего workshopa (делился "секретами" занятий и своим отношением к музыке) застенчиво спрашивает у Зои (мы с ней учимся вместе в консерватории, но она так же учится в Лондоне у Беннетта), насколько всё было скучно и неужели кому-то это вообще интересно. И это не кокетство! Даже представить себе трудно такую скромность при таком таланте!

На мастер-классах я попадаю в свой мир. После первого дня мама делится впечатлениями и с удивлением выдает: "Они занимаются тем же, чем и ты!" Да! Невероятная синхронность. Борьба с механической игрой нот, работа над строением фразы, ее интонированием, развитием, ее началом и концом. Музыка, музыка, музыка!

Bennett'а называют (и в первую очередь он сам) просто и лаконично Wibb (Вибб). Он каждого ученика принимает за уникальный, важный, интересный творческий вызов, поэтому можно в реальном времени наблюдать как игра и звук выступающего преображаются прямо на сцене под упорным, чутким и энергичным руководством Вибба. Я в восторге, когда он рассказывает что-нибудь о своем учителе - Марселе Моисе, которым я восхищаюсь, прочитав биографическую книгу о нем, "Voice of the flute". Вибб чем-то похож на своего учителя: поведением, простым английским, эмоциональностью, яркой одеждой. Ему около 70-80 лет, но он абсолютно молод в душе и радуется жизни так же открыто как ребенок.

Однажды у нас был ужин для всех на острове Monte Isola и когда мы вечером возвращались на пароме в отели - Вибб уселся на носу парома так же беззаботно как юные флейтисты и весело свесил ножки, не обращая внимания на истеричные призывы капитана: "Сеньор! Сеньор! Это опасно!"


22:57 

О деревне

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Я была в деревне и с удивлением поняла, что за год очень изменилась! Поэтому всё воспринималось по-новому! С ума сойти!

В деревне великолепный воздух, полным полно ягод (осыпная малина! огромные гроздья насыщенно красной смородины! оказывается, у меня изменился вкус к черной смородине, которую я раньше ненавидела, а теперь могу есть сколько угодно!), невероятное количество книг и среди них совершенно неожиданные (например, об индийских учителях), грибы прямо в саду, надувной бассейн, птицы, цветы, велосипеды, беседка и еще-еще-еще! Я просто не знала, КАК всё успеть.

Мы много гуляли с мамой. Разговаривали обо всем на свете. Вокруг - поля. Мама так постройнела, что носила мои вещи (из которых я теперь вываливаюсь).

Вспоминаю:

Мама собирает большую охапку желтых полевых цветов. Мы срываем по колосу спелой пшеницы, раскрываем и с наслаждением едим зерна. Мы на пару признаемся в любви к василькам и находим их целое поле. Мама ведет меня на поле с подсолнухами и предлагает сделать несколько кадров, сидя на ее спине. Пошатываясь в неустойчивой конструкции у мамы на плечах, я чувствую себя членом National Geographic и понимаю, как же я все-таки люблю этот журнал.

Первая пробежка в деревне. Ноги сами несут меня. Такая легкость и радость! Я чувствую свое тело. Я слушаю его.
Мне везде попадаются вдохновляющие интервью, статьи, фотографии, связанные с бегом, и я еще больше радуюсь тому, что теперь бегаю.

Я медитирую на улице в беседке. Мелкие капли дождя тихонько постукивают по крыше. Повсюду - пение птиц. Мне хорошо.

Я открываю для себя Каверина.
"Я придерживаюсь в жизни очень простых правил. Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах" (Каверин, 1892 г.)
"Завтра я объясню ей, что записывать надо не то, что видишь, а то, что чувствуешь" ("Косой дождь")

Я вдруг ясно осознаю, что люблю (ЛЮБЛЮ!) флейту. Играть на ней. Красивый звук. И стало так просто! Теперь я не занимаюсь, а творю! Не боюсь того, что мне может "наскучить", потому что у меня, оказывается, огромное поле для экспериментов. Я делаю любимое дело.
(так и раньше было, особенно в детстве, но последние два года я находилась в тяжелом состоянии неуверенности, поиска пути и постоянных раздумий: а мое ли это?)

Я беру велосипед и вдруг решаюсь объехать вокруг леса. В детстве этот маршрут считался самым сложным: полчаса резких подъемов и спусков, полчаса крутить педали. Но я стала гораздо выносливее. Я мчусь по пыльной дороге и вспоминаю свое детство тут. Я наизусть знаю эти места. Я счастлива.

Ночью над домом поднимается круглый желтый месяц. И мне хочется танцевать под ним и никогда больше не спать.
(потом я узнала, что это было полнолуние в козероге, в моем знаке)

А еще в деревне сейчас проводит отпуск самый ласковый кот в мире Габен, который попал к нам в семью с невероятной жизненной историей за плечами. Я выходила на улицу писать утренние страницы, нежась в утренней прохладе июля, а Габен мчался на встречу ласкаться, нежиться рядом со мной, этот славный двенадцатилетний мальчуган :)

Мы хотели побыть в деревне пять дней, а остались на десять.
Это было хорошее время.


22:57 

Третьяковская галерея

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Сегодня я впервые в жизни была в Третьяковской галерее!

Я ходила туда утром, в рамках творческого свидания. Нужно было к обеду вернуться домой, поэтому у меня было ограничено время.

Я не знаю, как так получается, но уже во второй раз (первый - ГМИИ им. А.С. Пушкина) меня околдовывают, очаровывают картины. Мне было очень сложно заставить себя уйти оттуда, хотелось еще и еще побыть там.

Особенно мне понравились:

— Скульптура Чижова "Крестьянин в беде".
Меня привлек мальчонка: этот невинный, детский взгляд на отца исподлобья; пухлая ручка у губ; поза - будто видишь, как он подбежал к отцу и прислонился к нему так, как только дети умеют; всё внимание мальчика - на отца, одной ручонкой он как бы успокаивает того: "Ну, что ты убиваешься?".
Отец, напротив, весь в себе, в горе своей семьи; он не знает как быть; вены на ногах; рукой, на которую ниспадают волосы, подпирает лоб.
Здорово. Долго стояла у этой скульптуры и стояла бы целый час или два, но знала, что нужно увидеть еще что-нибудь.

— Картины Васильева (да! и гораздо сильнее, чем, находящегося с ним в одном зале Саврасова!).
Как он волшебно рисует облака! Его картины сразу вернули меня в деревню, в которой я провела большую часть детства. А это очень-очень щемящее чувство в груди: нежная любовь и тоска. И я подумала: "Вот, кто-то так же как и я любил всё это!"
Больше всех мне понравилась картина "После грозы": опять же невероятные облака, а еще нежный свет и мокрая после дождя, такая родная!, деревенская дорога...

— То, как Айвазовский любил луну!
И я снова поймала себя на радостной мысли: "Я не одна! Вот человек, который любил луну и воду как и я, и он сделал это своим искусством!"
Особенно пронзила душу "Лунная ночь на Капри". Удивительно: луна, как живая, освещает картину и как будто даже пространство за пределами картины, то есть реальный мир! Уходящий вдаль корабль, черезе деревянные бока которого просачивается уютный оранжевый свет из кают, и как будто видишь этих веселых моряков, возвращающихся к берегу!

— Иван иванович Шишкин!!!
Зал, в котором хотелось остаться навечно. Я даже позавидовала смотрительницам залов, что они могут видеть эту красоту целый день безнаказанно (хотя вряд ли они сами догадываются о своей удаче).
Мне понравилось всё-всё, и я не могу выделить конкретной картины.
Я вспоминала свою деревню, и поэтому каждый миллиметр картин Шишкина попадал мне прямо в сердце. Я глупо улыбалась, а глаза были полны слзе. Я даже не знала, что такое может быть... Вот оно! Этот человек вывел когда-то своей рукой то, что внутри меня растекается большой любовью! И я могу видеть воочию своё обнаженное сердце!
Спасибо.

Вот такое знакомство с Третьяковской галерей.

Совершенно неожиданно я нашла там столько родного, будто это моя семья, и я выросла среди этих картин.

09:21 

Качество отношения

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Помню, в прошлом году благодаря совершенно невероятному стечению обстоятельств я попала на концерт Hugh Laurie & The Copper Bottom band в Москве. Идея сходить на этот концерт возникла у меня внезапно и бесповоротно, сразу же как я увидела афишу, но казалась, к сожалению, невероятной и невозможной роскошью. Еще за неделю до концерта я не знала, что окажусь там, но потом всё сложилось как нельзя лучше, и вот я уже сижу в огромном зале Кремлевского дворца. Я была в полном восторге, находясь в атмосфере того дня: с ума сойти! Я сидела и офигевала от того, ЧТО со мной происходит; от того, что это происходит СО МНОЙ; от того, что это происходит со мной прямо СЕЙЧАС.
И среди затуманенных временем впечатлений и восторгов, я очень хорошо запомнила слова Хью Лори, созвучные с моими мыслями о любви. О любви к делу. Хью Лори сказал, что не может "заразить" нас, слушателей, не может сделать так, чтобы мы полюбили то, что он делает, если ему самому не нравится это. И еще: если ты действительно любишь что-то - твоя любовь является залогом, что и другие полюбят это тоже.

В этом-то и заключается качество отношения, о котором я когда-то писала. Люби то, что делаешь и будь счастлив.

Очень здорово было об этом сказано в "Голландской рулетке":

"Нет ничего лучше довольной усталости после работы! Однако бывает так, что я что-то сотворила, а удовлетворения не чувствую. Это знак, что во время плетения (или вязания, или какого-то еще занятия) мысли мои были в другом месте, а руки плели сами по себе, механически. Тогда в чем же смысл моего творчества? Можно купить готовое машинное изделие, зачем стараться? Но варежки с фабрики и варежки деревенской бабушки греют по-разному. Поэтому я вспоминаю снова и снова: смысл как раз в том, чтобы мои вещи грели и вдохновляли, а они это смогут, только если я всей душой погружаюсь в работу.

Халиль Джебран писал: "Труд - это любовь, которая видима. И если ты можешь трудится без любви, а лишь с отвращением, будет лучше, если ты оставишь работу, и сядешь у ворот храма, и будешь просить милостыню у тех, кто работает с радостью. Потому что, если ты печешь хлеб с безразличием, ты печешь горький хлеб, который насыщает только наполовину. И если ты давишь виноград с неохотой, твоя неохота перегоняется в яд в твоем вине. И даже если ты поешь как ангел, но в твоем пении нет любви, ты только заглушаешь голоса дня и голоса ночи в ушах других людей"."

Для меня любовь в музыке - это самое важное. Тогда легче нести свое бремя. Это всеобъемлющая любовь. Это "одно - во всем, всё - в одном".
Искреннее исполнение - вот в чем истина. Как у Л.Н. Толстого: "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Только я заменила бы слово "величие" на слово "истина".
А искренность - это там, где сердце. Если вслушаться в музыку сердцем - не сможешь сыграть механически, всё встанет на свои места.
Да, вот к чему я пришла. Музыка - это искренность. Тогда музыка окрыляет.


19:23 

24 июня

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Я знала, что сегодня случится нечто важное и еще вчера пребывала в приподнятом настроении весь день. Дела совершались легко и беззаботно, я много читала и чувствовала прилив сил. И вот сегодня утром я впервые в жизни вышла на пробежку в лес.

Я давно мечтала об этом! В какой-то момент я просто поняла, что бег - это мне по душе.

Когда я вышла из дома, мне было очень страшно от того, что я не имела понятия о том каково это будет. Вдруг у меня не получится? Вдруг я не выдержу минимальной нагрузки? А что подумают люди? Вдруг я буду выглядеть глупо? А вдруг начнется дождь и я вся вымокну?

Но потом я сделала привычную разминку и побежала.

В детстве я никогда не любила бегать. Даже играть в салки мне не нравилось, не говоря уже о сдаче норматива по физкультуре в школе. Мне было очень трудно бежать: постоянно колол бок, бешеный пульс, пересохший рот, и я всегда была гораздо хуже и слабее сверстников.

Теперь же я совершенно осознанно выбрала для себя бег, и когда я бежала сегодня - это были совершенно другие, новые, неожиданные и радостные ощущения. Для меня бег - это синоним силы, выносливости, здоровья, глубокого дыхания и гармонии с собой. Прохлада, воздух, зелень, птицы отовсюду разливаются трелями - так хорошо!

И постоянно вспоминался Харуки Мураками "О чем я говорю, когда говорю о беге":

"На некоторых производит сильное впечатление, когда я говорю, что бегаю каждый день. "У тебя наверное железная воля", - говорят они мне. Но я не думаю, что тут дело только в силе воли. Откровенно говоря, мне кажется, что сила воли (ее отсутствие или наличие) вообще не имеет никакого отношения к моим ежедневным пробежкам. Думаю, все эти годы я бегаю по одной-единственной причине: бег мне подходит. Людям свойственно продолжать делать то, что им нравится и бросать то, что не нравится."

Так можно сказать о многом, не только о беге. Но что выйдет из наших отношений с бегом - я не знаю, ведь мы только сегодня познакомились. Но сейчас я абсолютно счастлива.

20:23 

Помни о том, что живешь

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Сейчас я больше всего рада тому, что постепенно начинаю понимать то, как выходить из этого отвратительного состояния уныния, безразличия, скуки и злости, которое в течение последних лет (!) постоянно преследовало меня и, к сожалению, одолевало мной очень часто.
В такие периоды все дела, которыми я обычно занималась с радостью, делать становилось совершенно неохота: не было сил и смысла.
Когда это состояние проходило и я снова принималась за жизнь, то не позволяла себе слишком уж сильно радоваться ей, потому что слишком остро помнила те моменты, когда всё казалось бессмысленным. Вроде как и незачем напрягаться - всё равно это ужасное состояние снова меня настигнет.
И только недавно я поняла, как справиться с этим унынием и выходить из него! Я просто осознала (реально осознала, а это не так-то просто) и приняла, что для меня жизнь состоит скорее в радости, чем в унынии! Знаете, как на картинке-обманке: можно сконцентрироваться как на старухе, так и на красавице.

Жизнь как творчество - это позволять себе жить здесь и сейчас.
Тогда даже самое простое дело оказывается творчеством.
Я поняла эту формулу, когда расчесывала своего кота - я делала это здесь и сейчас, не отвлекаясь на свои мысли и не стараясь расчесать его как можно быстрее, чтобы заняться чем-то более интересным.
Так же можно наполнять творчеством и другие самые обыкновенные вещи: мыть посуду, умываться, готовить еду, делать упражнения и т.д.
В принципе я уже писала о таком качестве процесса, но чем дальше всё это перевариваешь, обдумываешь, тем лучше осознаешь и тем проще становится не только в теории рассказывать об этом, но и реально делать!

Стараюсь составлять каждый день небольшие списки мелочей, после выполнения которых жизнь становится чуточку светлее и интереснее.
Ответить организаторам мастер-класса, на который поеду в июле; купить новый уход для лица; перебрать камушки с Крита; узнать что такое Аюрведа; посмотреть запись передачи про Барбару Хендрикс, которую не было возможности увидеть в прямом эфире и т.д.
Потом смотришь на зачеркнутые пункты и можешь чуточку гордиться собой и вспомнить о том, какой хороший получился день.

20:26 

St. Peterburg

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Две недели назад я загрузила по полной новенький рюкзак с совами, сложила вещи в красный чемодан на колесиках, посидели с мамой на дорожку (—Ничего не забыла? —Да, вроде, нет.), и она проводила меня на репетицию длиной в неделю - самую длинную из всех моих репетиций.

Теперь уже трудно вспоминать, как всё начиналось.

Конкурс в Швеции проходил с 6 по 9 июня, но организаторы предложили нетривиальную дорогу: днем на автобусе из Санкт-Петербурга до Турку (Финляндия), ночью - на пароме до Стокгольма. Правда, эту информацию (трудно сказать к сожалению или к счастью) мы узнали только в пути, иначе полетели бы на обычном самолете.

Автобусы из Санкт-Петербурга отправлялись в 6:30 утра, и чтобы сесть в автобус свежими и красивыми, а не измученными и помятыми после ночного поезда, мы решили приехать в город на день раньше и выспаться в гостинице. К тому же девчонки неожиданно вспомнили о знакомых из Питера, с которыми здорово было бы встретиться вот прямо сразу же и надолго, так что я смирилась с тем, что буду осматривать новый для меня город одна-одинешенька, бедная сиротинушка, и накануне составила маршрут, куда бы мне хотелось сходить. По задумке это был, конечно, Невский-Невский и еще раз Невский, а в качестве эстетического десерта - Эрмитаж.

И вот, мы позанимались напоследок в Москве (поэтому я и говорю о "репетиции длиной в неделю", ведь формально я поехала на очередную репетицию), в нашем привычном и родном (тут я шучу, конечно) общежитии консерватории (мы только там в последнее время и занимаемся, потому что в самой консерватории вырвать свободный класс для занятий уже давно невозможно) и потопали на Московский вокзал.

Всё начиналось без приключений. Мы привыкали друг к другу, вели себя в поезде скованно, чувствовали себя несколько неуютно, непривычно. Ведь мы только репетировали часто, а об обычной, не музыкальной, стороне жизни друг друга знали очень мало.

На удивление я хорошо поспала в поезде и даже проснулась более менее отдохнувшей.

Мы приехали в Санкт-Петербург в пять утра и сразу же направились в отель. Мы уже оплатили номер, всё здорово, мы надеялись если не заселиться, то хотя бы оставить чемоданы и налегке пойти прогуляться или посидеть в круглосуточном кафе. Только когда мы мечтали об этом, то представляли себе настоящий такой отель, с автоматическими стеклянными дверями, носильщиками и длинной стойкой рецепшена, разрывающейся от телефонных звонков. Наш отель оказался не отелем, а скорее "хостелом" в жилом доме. Сначала мы долго искали его в питерских двориках (повстречались со многими "интересными" личностями), а потом долго пытались дозвониться туда, чтобы нам открыли.

Спустя полчаса мы уже сидели в "Кофе Хаузе" неподалеку от хостела со всеми своими чемоданами, неумытые, по большей части невыспавшиеся и голодные. Но счастливые почему-то. Это то самое вдохновение, каким наверное обладают все города и какое Питер первым показал мне. Мы с удовольствием проговорили часа три и в восемь, еще больше повеселевшие, пошли снова штурмовать хостел. На этот раз нам открыли и даже дали ключ от комнаты. Ох, сколько сразу благ цивилизации нам открылось: и душ, и зубы почистить, и умыться. Красота!

Лена сразу поехала в гости к сестре, а мы пошли втроем гулять, потому что оказалось, что встречаться со знакомыми девчонки будут когда-то потом, а пока что совершенно не знают, чем заняться. И я повела их по своему маршруту:

-в лофт-проект "Этажи", неподалеку от хостела, на крышу пятиэтажного здания (давно мечтала побывать на крыше, а тут еще ми на крыше в новом городе); фотографировали там всё и вся, а еще - отдельно - в специальной будке, которая сразу распечатывает фото
-в Эрмитаж!!!! Для начала порадовало то, что для студентов вход бесплатный. Не то, чтобы денег жалко, скорее просто статус такой прикольный - "студент". В Эрмитаже ооочень красиво. Я сразу решила, что нужно посмотреть что-то одно и не больше полутора часов (а то помню, на выставку прерафаэлитов ходила в Пушкинский - вытащить было невозможно, и только потом поняла, насколько устала, а ведь у нас после Питера еще намечалась сложная дорога!). Видела знаменитого золотого павлина - он же шедевр механики и символ телеканала культура. Походила среди скульптур итальянского возрождения. Красиво и изящно. Античные мифы.
-в Летний сад. Там лебеди, фонтаны, копии античных скульптур и много-много людей! Случайно попали на выставку фотографий от "Вокруг света" од открытым небом (люблю такое)
-к Чижику-Пыжику на Фонтанке. Это такой малюсенький памятник в виде птички.
-конечно же к храму Спас-на-крови. Оооочень красивый. Стоять рядом с ним, смотреть на него и не дышать. Разглядывать часами.
-а еще - быстро, вскользь, мимоходом: Казанский собор, памятник Остапу Бендеру, памятники Пушкину и Тургеневу, питерское метро (милые жетончики, один остался на память и жуткие выходы из вагонов, замурованные, как лифты;
-кушала наивкуснейший холодный борщ и мороженое в кокосе

Погода была солнечная, даже жаркая. Зелень, цветение, яркие краски - очень здорово!



+20

12:31 

О вдохновении

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.

Вдохновение приходит, когда ты готов к нему (с)


Путешествие в Стокгольм закончилось, завершилось, но я чувствую, что оно еще отразится на мне и приведет к новым изменениям.

В Санкт-Петербурге и в Стокгольме я поняла, что Бог дал мне очень много сил: гораздо больше, чем я привыкла думать. Эти силы скрыты во мне и появляются только когда я открываюсь миру.

Когда я ехала в двухэтажном автобусе через Финляндию, сидя наверху на первом ряду перед панорамным окном, мне очень хорошо представилась эта "открытость миру":
как будто "я" не существует и нет границ между мной и всем сущим,
как будто я прозрачная, нетелесная и пролетающие мимо пейзажи проходят сквозь меня.
Я думаю, что это называется вдохновением. Во всяком случае я это назвала так.

Санкт-Петербург и Стокгольм настолько чудесные, волшебные города, что мне не нужно было ничего специально делать, чтобы открыться им и погрузиться в их вдохновение.

А сегодня я поняла, что такое вдохновение можно черпать во всем! И особенно в музыке!
Я играла ре минорный концерт К.Ф.Э. Баха и вдруг почувствовала, что могу (могу!) быть открытой этой музыке и получать её вдохновение.

Таким образом, вдохновение - везде.
Вдохновение - жизнь.

И таким образом я нашла свои скрытые силы - нетерпеливо вырывающиеся наружу, бьющие фонтаном - силы вдохновения.

23:06 

Очень коротко

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Май - до невозможности прекрасный, но жутко сумасшедший месяц из-за предсессионной кутерьмы.

Сегодня сыграла экзамен по специальности на "отлично" (ух, а как волновалась-то).

Раньше я с большой самоотдачей посветила бы 13 дней до следующего экзамена ничего-не-деланию, лежанию на диване, обжорству, неограниченному просмотру любимых сериалов, беглому чтению книг и вялому листанию журналов.

Но сегодня я собираюсь в путь.

Я впервые еду куда-то одна, без родителей и без мужа.

Москва - Санкт-Петербург - Стокгольм - Санкт-Петербург - Москва

Я впервые увижу Петербург и уж тем более впервые - Стокгольм.

Я не знаю, что будет и с трудом представляю себе маршрут.

Единственное, что я знаю: 8 июня, в воскресенье я буду играть на конкурсе в составе квартета флейт (это наше фото наверху). Надеюсь, у нас всё получится (и дело даже не в том, что произойдет сейчас, на конкурсе, а вообще... что с нами будет через год? через два? интересно!)

P.S.
Если у вас есть предложения куда сходить, что посмотреть человеку, который первый раз в Санкт-Петербурге (буду там один день, 4 июня) и в Стокгольме (с 6 по 9 июня) - welcome!

23:16 

Одиннадцатое мая '14

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету.
И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь.
Харуки Мураками


Быть музыкантом это:

-когда строишь планы на день так, чтобы позаниматься на инструменте определенное количество часов
-когда семья сладко нежится в теплых постелях, а ты едешь на репетицию ранним утром в праздничный день
-когда тебе двадцать, тридцать, тридцать пять, а мама может вдруг строго спросить: "Ты сегодня уже занималась?", как будто ты еще школьник
-когда заниматься, работать над собой, пересиливая усталость и лень, нужно каждый день, всю жизнь

У меня сейчас трудный период: "Почему я это делаю? Зачем? И не было бы лучше делать что-нибудь другое?"

Может быть меня ждут:

-пустое полотно и кисточка с тюбиком краски
-кофейня у моря, когда варишь кофе и наслаждаешься шумом волн и ветра
-нерассказанные истории и ненаписанные книги
-неизведанные уголки мира: птичий гвалт в зеленой прохладе леса или снежные вершины под прекрасным синим небом или жажда в жаркой африканской пустыне
-тишина буддийского храма

Всё это зовет меня. И я знаю, что должна идти.

Жизнь невероятна.
Если плохо - обернись вокруг, вот она жизнь. И она важнее всего.

И вот в чем юмор: я вдруг понимаю, что все эти сокровища мира зовут меня для того, чтобы я передала их жизнь в звуке.
И от этого осознания почему-то наворачиваются слезы радости. Я одновременно в тюрьме и одновременно свободна.

Ведь в конце концов важно не быть музыкантом, а просто быть.

18:44 

Двадцать девятое марта '14

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Наслаждаюсь весенним ослепительным светом и голубым необъятным небом. Мир призывает вдохновенно творить, дышать полной грудью и жить!

Мне нравится вставать рано. Сейчас - в 06:30, каждый день.
Звонит будильник, я улыбаюсь, чувствую радость начала нового дня, делаю по памяти утреннюю йогу (все движения наипростейшие, но такие действенные!) и я проснулась, я готова действовать, готова жить. Здорово!

Радуюсь запаху продуктов, особенно в последние дни люблю аромат петрушки, вслушиваюсь в него. Теперь такая обычная, даже с какой-то точки зрения пресная пища вроде огурца, риса или вот петрушки воспринимается мной во всей ее неповторимой вкусовой палитре.

Работаю над тем, чтобы занятия музыкой всегда воспринимались как радость, а не как скучная раздражающая тягость. Из-за усталости и перегруженности я слишком часто стала забывать, что вообще-то люблю музыку всей душой.

С улыбкой вспоминаю себя в девять лет: как рвалась я домой после музыкальной школы, чтобы снова попробовать всё, что делала на уроке. Вместо того, чтобы резвиться на улице с другими детьми, я вставала перед зеркалом с флейтой наперевес и радостно отдавалась упражнениям и гаммам. В какой-то момент я решила, что музыкальный репертуар ограничивается только ими и спокойно приняла это. Каково же было мое ликование, когда мне дали ноты моего первого произведения: это же музыка, настоящая музыка! Не просто набор звуков, а музыка! Ох!
Перед сном я до полного изнеможения с упоением рассказывала маме про диезы и бемоли, про музыкальные ключи и тональности, про всё то, что сама только-только узнала, про всё то, от чего была в восторге.
Мой день наполняли песенки, которые мы пели на хоре: я пела по дороге в школу, качаясь на качелях, в ванной и просто так, когда придется.

Я испытываю невероятную нежность к тому ребенку, которым была: это надо же! так любить музыку!
А потом вспоминаю, что по сути ничего не изменилось. Всё осталось внутри меня. И именно это помогает мне справится с буднями, с мелкими проблемами, с усталостью.

09:33 

Забота о теле

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Я думаю о том, когда это началось. Когда тонус в теле, тренировка тела стали потребностью. И вспоминаю о Крите.

Это было наше с мамой путешествие в августе 2013.

Мы вставали тогда очень рано, в 5-5:30 утра, я писала утренние страницы прямо в постели, потому что, во-первых, их особо негде больше было писать, во-вторых, сил сидеть по-настоящему (а в кровати я сидела полулежа) не было: тело не слушалось, а глаза предательски закрывались. Когда я все-таки умудрялась написать свои три страницы, мы завтракали фруктами с кофе и чаем на балкончике около бассейна (мы жили на первом этаже и наш номер входил в число четырех номеров с персональным небольшим, узким и длинным бассейном). Солнце еще не взошло, цикады молчали, слышно было только тишину, какая бывает вблизи моря и журчание воды в нашем бассейнчике. И тут приходило оно – желание помочь своему телу, размять его, почувствовать его, чтобы проснуться окончательно и жить.


И я делала небольшой комплекс растягивающих и согревающих упражнений на мышцы всего тела, который мы с мамой делаем перед силовой тренировкой в спортзале, проще говоря разминку, а потом асаны из йоги, так называемое приветствие солнцу. Меня никто не заставлял. Я ни к чему не стремилась особенному, вроде сброса лишних килограммов или наоборот набора мышц. Я делала это потому, что у меня была потребность именно в этих упражнениях, потому что приятно было чувствовать как в процессе тело распрямляется, освобождается, прямо как после хорошего массажа.

Пару раз я пропустила такую утреннюю зарядку, потому что нужно было успетьт на экскурсионный автобус точно ко времени. И тогда я чувствовала себя НЕ свобожденной от неприятных обязанностей, как школьник, у которого в школе отменили урок, а чуть ли ни несчастной, как будто ребенку на день рождения подарили совсем не то, что он ожидал.

Вообще настоящая, истинная цель всех путешествий – учить и учиться. Об этом говорил однажды на лекции Медушевский.
Сначала я не поняла этого, потому что услышала в этих словах буквальный смысл. А потом мне внезапно открылась вся многогранность этих понятий – учить и учиться – она разложилась передо мной как карта мира.

Крит выполнил для нас с мамой свои священные цели – он научил нас. Научил любить тело, ценить себя как личность, любить других людей, принимать их такими,ькакие они есть. Крит научил нас терпению и спокойствию, показав как великое море неспешно сглаживает острые камни.
И мы были готовы учиться у Крита, поэтому-то все и вышло так замечательно!

С каким рвением я плавала там! Нет, движения мои были плавные и глубокие, но я в каком-то безумном оцепенении, будто медитируя в движении, не касалась дна полчаса, сорок минут, час... я плавала, плавала, плавала... Это было невероятно.

После Крита, придя снова в тренажерный зал, я больше не мучала себя, не делала через силу, не злилась на себя за слабость или нецклюжесть движений, не гналась за весом в обход техники упражнений, не занималась уставшая или простуженная. А все это было-было-было...

Но после Крита я шла в зал с улыбкой и занималась так же улыбаясь. Я стала слушать тело, говорить ему: «Эй, ну что, дружок? Приведем-ка тебя в тонус! Сделаем тебя чуточку сильнее, а?»

И я иду каждый раз на занятие, зная, что мне это нужно, моему телу это нужно. Я чувствую себя просто и спокойно. Так надо. Так есть.

Это потрясающе.

21:57 

В большей степени о музыке

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Весна. Постепенно уходит вечная ночь зимы, с каждым днем становится всё светлее и светлее, и с предвкушением ожидаешь опускающуюся на город ласковую красоту вечера, долгожданное успокоение и отдых.

Недавно вместо лекции мы с профессором разговаривали-разговаривали-разговаривали. Три часа напролет.
Это фантастика.
Я впервые говорила с кем-то о музыке так открыто, свободно, не стесняясь. Я вообще впервые разговаривала о музыке по-настоящему, а не так, как это бывает в рабочие моменты в оркестре, в ансамбле, с пианистом - ноты-ноты-ноты, строит-не строит, "здесь я беру дыхание, подождите меня!", "вы уверены, что здесь до бекар, а не до диез?" и прочая, прочая, прочая - приземленная сторона музыки, быт музыки.
А с М. мы говорили о дыхании, о звуке, о страхе сцены, об искренности в музыке, о дисциплине и о самом главном - о любви, о том, что только через любовь можно исполнять музыку.
Мы говорили о том, что каждому из нас понятно и близко, о том, что волнует.
Мы так схоже видим мир и музыку, что могли бы заканчивать друг за друга предложения.
Я не только рассказывала о том, что уже внутри меня, но и открывала в себе новые идеи, которые тут же озвучивала.
Я была переполнена этим трехчасовым разговором, он даже вымотал меня. Но я счастлива.

А после следующей лекции М. подошел ко мне с пожилой певицей. Он рассказал ей о моих поисках! Подумать только! Такое внимание, такая забота обо мне! Они с М. окружили меня и много говорили, на перебой советовали почитать Михаила Чехова, слушать итальянских оперных певиц и Кэтлин Фэрриер, говорили о любви к звуку, к фразе... говорили о многом.
Я не была готова к такому вниманию и была полной дурочкой: опешила, застеснялась, закрылась, онемела... но я слушала их напряженно, жадно, ничто не прошло мимо меня.
Я так благодарна Богу за то, что Он послал мне М. и вместе с ним всех людей из его круга... что Он действительно помог мне понять, что я не одна, что я любима и достойна любви (это строки из моей творческой молитвы).

Я зачитываюсь Михаилом Чеховым. "Путь актера". Спасибо.
Я просто проглатываю книгу! Пью залпом! И не могу остановиться! Я как будто читаю свои мысли, свои идеи, свои слова. Вся книга - невероятная синхронность!
Конечно, позже я буду читать ее снова: медленнее, вдумчивее, спокойнее, без излишней восторженности.

В какой-то момент, около двух недель назад, занятия на флейте стали приводить меня в отчаяние. Всё не так. Я играла и плакала, играла, а потом рыдала до изнеможения от пронзающей боли: всё не так.
Где звук, который должен уносить слушателя в невиданные дали, заставляя улыбаться, смеяться, радоваться и плакать, страдать за других, забывать о собственном эгоизме? Где звук, который изменит слушателя? Как у Генделя: "Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше."
А потом так же внезапно я успокоилась после того как Леша невероятно встряхнул меня своими словами: "Если получается - что ж, хорошо, но если нет - работай, работай, работай, пока не получится". Банально? Но я проснулась.
Нет смысла расстраиваться из-за неудачи. Неудача означает только, что ты еще не достаточно поработал и нужно поработать еще: вдумчиво, не спеша, спокойно, осознанно делать каждый день маленькие шажки в нужную сторону.

18:09 

Двадцать пятое февраля

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Мне нравится:

1. Бегать по лестницам и эскалаторам вниз не потому, что опаздываю, а просто чтобы почувствовать себя живой, ощутить свое тело, его тонус, ощутить как мир проносится мимо и как ветер летит мне навстречу.

2. Глубоко дышать. Перестать злиться на дыхание, когда играю на флейте и понять наконец, что в дыхании - жизнь.

3. Верить в радость жизни. Это когда просыпаешься утром с улыбкой, это когда любишь мир и свое место в нем, это когда просишь у Вселенной (как в "Молитве" Сент-Экзюпери) не того, чего ты сам себе желаешь, а то, что тебе действительно необходимо, это когда осознаешь, что жить полной жизнью значит не "брать от жизни всё", а принимать то, что тебе дарует мир. Это "чувство какого-то иного порядка, которое поднимает нас каждое утро - действуй, действуй, действуй, не останавливайся, решайся и всё изменится. всё можно изменить." (с)
"Мы получаем от мира то, что отдаем сами".

4. Убеждаться на опыте, что из разрушенного здания построится со временем нечто еще более прекрасное.
Очень тяжело помнить об этом, когда гармония уже была разрушена. Но это действительно так.
Статья "Другая сторона провала" (National Geographic, январь 2014) вдохновляет: "Само английское слово succes (успех) происходит от латинского succedere - "идти после". После неудачи."

5. Как Туве Янссон описывает природу, состояния и вообще всё. Например, это так просто, но так близко:
"Вечером ему не спалось. Он лежал и смотрел в светлую июньскую ночь, полную одиноких криков, плясок и шороха крадущихся шагов. Благоухали цветы."
Вообще читать Туве Янссон нужно очень вдумчиво, четко представляя себе нарисованные ею образы. Это обязательно для получения полного удовольствия.
Я задумываюсь о том, что каждую книгу и каждое написанное слово (например, в избранном в diary.ru) нужно читать сосредоточенно, медленно и хорошо осознавая то, что написано. Именно этого ждет автор от читателей. Именно этого заслуживают истории, рожденные в любви и труде. Да, именно этого.

20:24 

Пятнадцатое февраля.

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Мне нравится просыпаться рано.

Сегодня на часах было только 10 утра, а я уже
-неспешно, беседуя, позавтракала с мамой
-занималась basic breathing йогой
-по дороге к метро бесконечно рассказывала вслух "Февраль. Достать чернил и плакать...", наслаждаясь звучанием слов
-прочитала последнюю главу "Шляпы волшебника" (здорово-здорово-здорово!)
-насладилась первой балладой Шопена в исполнении Горовца
-до консерватории пружинисто прошлась под первую часть симфонии №7 Бетховена
-скушала первый, утренний перекус из сухофруктов
-и в аудитории, в ожидании опаздывающего профессора смотрела рубрику фотографий в "National Geographic", думая о том, что скоро-скоро я вернусь домой и сколько же еще интересного меня ждет!

Сейчас, когда от всего происходящего я испытываю такую великую радость, что сквозь ее призму не замечаю усталости, сонливости и синяков под глазами, очень важно помнить о том, что "я становлюсь сильнее, когда дорожу собой", усилием воли остановиться, сказать: "стоп. пора отдохнуть" и дать себе короткую передышку.

15:21 

Первый день

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Сегодня: 12 февраля

Утром хочется свежего воздуха, и я высовываю голову в окно. После йодового запаха моря, после аллеи мяты, по которой мы ходили, после свежести лета грязь городского воздуха чувствуется сильнее. Запах бензина и машин - вот оказывается чем мы дышим тут и не замечаем!

Но я рада-рада-рада! Я полна сил! И я могу контролировать их, направлять и управлять ими, а не растрачивать их бездумно, как неуправляемый вулкан.

На занятии слушаем "La Mer" Дебюсси. Эй, это море передает мне привет!

А потом - еще лучше! Соль мажорный концерт Равеля для фортепиано с оркестром. Я хотела послушать его еще прошлой весной, но всё никак. И вот, он настиг безолаберную меня сам, да еще именно в том исполнении, в котором я и хотела его слушать.



Вторая часть (я не слушала раньше концерт целиком, только первую часть слышала мельком) оказалась красотой несусветной.
Слушать-слушать-слушать!
И я слушаю.
А во время финала как будто просыпаюсь - чувства обостряются - я понимаю: вот она я, я живу!

И наконец-то на лекцию к Медушевскому! (что за чудесная медовая фамилия! подумать только: именно из-за нее я не стала переводиться в начале года к другому профессору и решила сходить сначала к "этому ме-ду-шевскому". и это оказалось самым лучшим решением, которое я только могла принять)
По печальной (для профессора) традиции мы с ним наедине, никто из студентов больше не пришел. С одной стороны я думаю о том, как можно такое пропускать?! С другой: я рада, что всё так, и я могу впитывать то, что говорит В.В., а он не отвлекается на ненужное...
В конце мы разговариваем на отдаленные темы. На удивление, такое впервые.
Наши чувства сходятся в нежной любви к острову Крит (говорим о путешествиях). Он замечает, что я выгляжу отдохнувшей и что мои глаза светятся изнутри.
О! Это так! Это всегда так, когда осознаешь, что живешь!

18:47 

О доме. О боли. О море.

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
Сегодня: 11 февраля
Место: Москва

Мы с мамой прилетаем в Москву в ночь с десятого на одиннадцатое. Десять дней моря позади, а ощущение такое, как будто их и не было: дом и всё в нем такое знакомое, родное и только первые пять минут непривычно, а потом я начинаю осознавать: куда делись десять дней? Вот вроде бы был январь, привычное расписание дня, комфорт и уют, а вот вдруг уже одиннадцатое февраля.

Утром еще хуже:
одновременно хочется быстрее-быстрее совершить все свои маленькие нежно любимые ритуалы, по которым жуть как соскучилась,
но так же до слез больно, что вот сейчас я их сделаю и они закончатся, а не хочется, чтобы хоть что-нибудь заканчивалось, потому что ах как хорошо!

Мне больно от того, что всё неминуемо заканчивается, что всё всегда (так уж устроено) остается позади. Время стремительно несется вперед и замечательно построенные насыщенные дни летят-летят: январь уже весь улетел и вот февраль на подходе. А жизнь - не книга, нельзя перечитать любимые моменты. Только вспоминать-вспоминать. И вот иногда, как сейчас, мне становится от этих воспоминаний больно до слез.

Я ставлю "Гарри Поттера и тайную комнату" (любимые моменты в самом начале: "Нора", Косая аллея и путешествие на Фордике в Хогвартс) и убираю свой стол. Уборка - это лучшее, что можно придумать, потому что разбирая полки и вытирая пыль всегда невольно получается очистить и проветрить голову и душу. Поэтому после уборки мои мысли входят в нужное спокойное русло, и я принимаю то, что время идет, как идет. Я даже рада, что мне нужно только подставлять веснушчатые щеки под его свежий ветер: жить, осознавать жизнь и не боясь шагать вперед, навстречу приключениям!

"Вот он я, живу в этом невообразимом мире. Это просто уму непостижимо. Я даже не могу сказать, повезло мне или нет. Наверное это неважно. Для меня, как, в общем-то, и для всех остальных, жизнь - это первый и единственный опыт старения, и, следовательно, всё, что я чувствую в связи с этим, я чувствую впервые. Если бы нечто подобное со мной уже было, я бы мог лучше и правильнее понять, что, собственно, происходит. Но, повторюсь, и я сам, и этот мир - для меня впервые. Так что понять всё это совсем непросто. На данном этапе правильнее всего воздержаться от однозначных суждений о той или иной стороне этого процесса, отложить их на потом и просто жить, принимая всё таким, какое оно есть, не раскладывая на составляющие. Точно так же, как мы безоговорочно принимаем небо, облака и реку."
Х. Мураками


Из Египта я привезла с собой воспоминания о тонкой колыбели луны (никогда не видела такую форму раньше),
о спокойном прозрачном лазоревом море,
и о береге, усыпанном разноцветными ракушками, камушками и кораллами, до невозможности красивыми и недосягаемыми - вывозить ничего этого из Египта нельзя.

Я привезла с собой понимание режима и того, что теперь это моя потребность, это то, к чему я стремлюсь, то, что мне комфортно. Раньше я воспринимала режим как ограничение. Теперь я поняла: режим - это ритм жизни. Каждый может почувствовать его. Режим - это чистота времени, осознанное его наполнение и использование.

Конечно, это могло произойти где угодно, но все же именно в Египте я пустилась в путешествие с мумми-троллями. Как-то так получилось, что я не читала про них в детстве. И как же я рада, что могу сейчас позволить себе читать детские книги!
В самолете я заканчиваю читать "Мумми-тролль и комета" и знаю, что меня ждет еще много чудесных и добрых приключений. И от этого очень хорошо.

20:56 

Качество процесса

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.


Качество процесса.
Это самое интересное, и содержится оно в простой формуле:

"Моете ли вы посуду, убираете постель, косите траву на газоне, - в любом случае не позволяйте вашему уму лениться или бродить, где попало. Направляйте внимание на то дело, которым вы заняты, и эта привычка перейдет на всё, что бы вы ни делали." (с) книга "Дзэн-гитара"

Осознание - в этом заключается качество процесса.

DaraMuscat в невероятно вдохновляющей записи "25 идей, чтобы быть в гармонии с собой и миром вокруг" пишет о важности осознания "того кто вы, где вы и чем занимаетесь; своего времени здесь и сейчас, вкусов, звуков".
Джулия Кэмерон в "Пути художника" пишет о внимании, о важности "замечать красоту каждого мига".
И я уже писала про жизнь с открытыми глазами, про осознанную жизнь.

А еще есть потрясающее правило - делай, что следует, когда следует, как следует и так каждый раз.
Что следует. Когда следует. Как следует. И так каждый раз.

При этом невероятно важно всё делать в меру.
Пару месяцев назад я определила свою меру: пока ты всё четко воспринимаешь и можешь по памяти воспроизвести - занятие идет на пользу. Когда начинаешь забывать, не можешь надолго сосредоточиться, не можешь удержать информацию - чаша переполнена.

В связи с этим расскажу о том, что поняла совсем недавно и что помогает мне постоянно соблюдать меру: это принцип "наполнение - освобождение - сохранение", отдаленно напоминающий мне законы физики.

Наполнение - это наполнение себя информацией извне. Это чтение, созерцание картин и природы, слушание музыки, просмотр кино и так далее.
Освобождение - это то, что исходит из тебя. Записи собственных мыслей, сочинение музыки и историй, делиться информацией с кем-то в беседе, музицировать и так далее.
"Наполнение" и "освобождение" очень похожи на дыхание - вдох и выдох - их нужно чередовать. Ведь не может же человек только вдыхать или только выдыхать!

Сначала я следовала только этим двум принципам, но вскоре поняла, что их следует дополнить "сохранением".
Сохранение - это время наедине с собой, время прислушаться к собственному телу, медитация, тишина, покой.
Это очень важно. И это очень просто. Я следую советам Tara Stiles: сесть в удобную позу с прямым позвоночником, закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании, на вдохах и выдохах.
На мой взгляд всё, что мы делаем вдумчиво, концентрируя внимание на том, чем заняты - медитация. Но очень важно направить внимание именно на себя, на свое тело. После медитации ты открываешь глаза, улыбаешься и живешь.

И еще: важно делать не только то, что нравится... нужно искать удовлетворение в нелюбимых делах! Когда во время самого ненавистного и скучного дела научишься быть спокойным, умиротворенным и радостным - значит, ты на верном пути.

При этом нельзя забывать про разграничение обязанностей. Если есть возможность, то почему бы не передать дело другому, а самому делать то, что больше тебе подходит? Как в "Вине из одуванчиков":

"—Дуглас, - прошептала она. - Никогда не позволяй никому крыть крышу, если это не доставляет ему удовольствия. Как придет апрель, оглянись вокруг и спроси: "Кто хочет чинить крышу?" И если кто-нибудь обрадуется, заулыбается, он-то тебе и нужен. Потому что с этой крыши виден весь город, и он тянется к полям, а поля тянутся за край земли, и река блестит, и утреннее озеро, и птицы поют на деревьях под тобой, и тебя овевает самый лучший весенний ветер. Даже чего-нибудь одного довольно, чтобы весной на заре человек с радостью забрался хоть на флюгер. Это - час великих свершений, дай только случай..."

12:36 

Двадцать седьмое января '14

Don't be afraid to fail. Be afraid not to try.
—Зима здесь прекрасна, не находишь?
Я вижу только черное и белое. Ничего лишнего.
И мне это нравится.

—Вы так считаете?
Но если поднять взор, увидите еще и синий цвет.
Прямо как у людей в сердцах.


Мне нравится гулять зимой в лесу.

Вчера: -10 °C, морозно и безветрено, снег искрится от солнца и небо голубое.
В начале прогулки солнышко еще только вставало, потягиваясь и зевая, и свет был нежным и мягким.

Иногда, если повезет и будет безлюдно, можно остановиться посреди леса и слушать его тишину. Зимой это легкий щебет птичек и трудно описываемый мягкий гул в ушах, как будто слышишь воздух.

Мы гуляем с мамой. Встаем пораньше и сначала устраиваем воскресный завтрак на двоих, когда главное - не еда и спешка (быстрее, быстрее, а то опоздаем!). Нет. Это особенное время, когда можно спокойно насладиться приятным разговором за столом, сервированным с любовью и не спеша выпить чашечку зеленого чая или терпкого кофе из красивого сервиза. А потом мы собираемся (зимой это самое сложное, потому что приходится утепляться втройне, но в следующем году мы решим эту проблему покупкой термобелья и теплых зимних костюмов) и направляемся в лес.

Говорим о разном. Вчера:
-об изменении сознания, когда питаешься осознанно, скромно, в меру, и это становится внутренней потребностью
-о том, что, хотя мы давно не ходим в церковь, но в душе стали ближе к Богу (и это точно, ведь важны не формальности, а то, что происходит внутри)
-о том, что, чем больше читаешь книгу (1, 2, 3, 10 раз), тем с удивлением больше находишь в ней то скрытое, которое не заметил в прошлый раз
-о книге "Неуловимый Хабба Хэн" и о границе "не там и не здесь", "не спишь и не бодрствуешь", схожей с ощущением во время шавасаны
-о том, что человек многогранен (тоже в контексте Макса Фрая), ведь Макс не стал Лонли-Локли, он только открыли в себе новую сторону
-о "Мастере и Маргарите" и о том, насколько жуткий это роман, если вчитываться в него, вдумываться... как будто сморишь в бездну. и ни просвета, Булгаков не добавил даже маленького лучика света... когда говорили об этом, в лесной тишине, мимо внезапно пронесся лыжник, и мы, погруженные в бездну Булгакова, дернулись от испуга

В прошлые прогулки мы встречали несколько белок, предающихся трапезе в кормушке для птиц и на этот раз решили принести им на обед немного фундука. Я захватила с собой фотоаппарат. И вот что вышло.


ОТКРЫТИЯ И ОТКРОВЕНИЯ

главная